Главная /  Библиотека / Ваш малыш / Развитие / Всем малышам нужны ловкие пальчики

Всем малышам нужны ловкие пальчики

Учеными – нейробиологами и психологами, которые занимаются исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказано, что у детей, у которых лучше развиты мелкие движения рук, лучше развит мозг, а особенно те отделы мозга, которые отвечают за развитие речи.

Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Конечно, развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь малыша, конечно, будет недостаточно развита. То есть, необходимо развивать речь малыша в комплексе: много и активно разговаривать с ребенком в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые малышам очень нравится рассматривать. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.

Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями. В отличие от крупной моторики – движениями всей рукой и всем телом.

Мелкую моторику рук развивают:

  • различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности, игры с мелкими предметами (только под контролем взрослых), которые неудобно брать в ручку,
  • многие другие игры, так или иначе, развивают мелкую моторику, если в них участвуют руки, игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать – наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.,
  • освоение рисования карандашом (фломастером, кистью и т.д.),
  • освоение навыков самообслуживания: застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т.д.,
  • освоение музыкальных инструментов, особенно струнных.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения, направленные на развитие других частей тела. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук нужно не забывать о том, что у малыша две руки, а не одна. Старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой рукой, и левой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие правого полушария.

В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие мозга. Оно отвечает за логическое мышление, анализ, изучение языков). А правое полушарие отвечает за интуицию, восприятие искусства, музыки, за творчество, фантазию.
Вся наша система образования направлена на развитие левого полушария – оно ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке уделяется ничтожно мало времени, как второстепенным дисциплинам. При этом подходе левое полушарие развивается всё больше и больше, а правое, образно говоря, в известной степени атрофируется из-за неиспользования.
Кроме того, большинство населения более активно пользуется правой рукой с младенчества, игнорируя левую, что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши – в массе своей более творческие люди. У них ведь достаточно хорошо развито правое полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.

Играем с мелкими предметами

Если вы увлекаетесь шитьем, то у вас, наверняка, есть «волшебная» коробочка, где лежат пуговицы, бусинки, кусочки тканей, ленточек и тесемочек. У моей мамы была такая коробочка, и я до сих пор помню, что это были одни из самых сладостных моментов раннего детства – те моменты, когда мама разрешала мне посмотреть, что лежит в коробочке.

Для начала, выньте все из коробки, найдите ВСЕ до одной иголки и булавки и переложите их в отдельную коробку. Держите это коробку в недосягаемых для малыша местах. Когда вы шьете, а малыш играете рядом, ставьте ее подальше от ребенка.

Дайте ребенку кучку пуговиц, где есть повторяющиеся. Отложите одну из них в сторону, предложите найти в кучке все остальные такие же пуговицы.

Предложите малышу разложить пуговицы по цвету – синие к синим, красные к красным и т.д. если у вас коробочка с ячейками, положите в ячейки бумажку нужного цвета – для ориентира. Или нарисуйте на листе бумаги мешочки фломастерами разного цвета. Предложите ребенку найти самую маленькую из всех пуговичек и самую большую.

Можно отложить все пуговички с дырочками от всех пуговиц с ножками. Для ориентира нарисуйте два квадрата на листе бумаги. Над одним опознавательный знак: пуговица с дырками, над другим – пуговица с ножкой.

Можно дать малышу рассмотреть тесемки и ленточки. Внимание! Проследите, чтобы рулончики с тесьмой не были сколоты булавками!

Разложите куски тесемок и лент на столе, сравните, какая длиннее всех. Назовите цвета ленточек. Можно показать малышу, как скатывать тесьму в рулончики.

Из пуговиц можно выкладывать узоры или забавные рисунки: бабочку, снеговика, человечка.

А если ребенок предпочитает «помогать» папе, пусть в коробке с гвоздями отыщет случайно туда попавшую гайку или что-нибудь в этом духе…

Чем больше мелких предметов пройдет через руки малыша, тем лучше. Но вы, конечно, должны пресекать первую же попытку отправить что-либо в рот. Если ребенок не слушается и все равно пробует все на зуб, немедленно прекратите игру.

Играем со шнурками

Игры-шнуровки сейчас в обилии представлены на прилавках магазинов. От простейших шнуровок-пуговиц, где надо протолкнуть шнурок в отверстие до целых домов из фанеры, стены которых пришнуровываются друг к другу.

Но беда покупных игр в том, что они быстро надоедают, а мы продолжаем их хранить (выбросить то жалко) и навязывать ребенку. А может лучше каждый день делать новую интересную игру шнуровку? Все что вам нужно для этого – плотный картон, дырокол и шнурок для обуви.

Единственная проблема – обыкновенным бытовым дыроколом вы сможете проделывать отверстия только по краю картонки. Но, если проявить немного фантазии, и, не замахиваться на большие куски картона, игры получатся интересными.

Сделайте из картона цветок, елочку, ежика, грузовик с рядом отверстий по краю. Вырежьте более мелкие детали, которые к ним можно пришнуровывать, с двумя отверстиями как у пуговицы. Бабочку, которая сядет на цветок, игрушки, которыми вы нарядите елочку, грибочки и ягодки, которые понесет ежик, грузы, которые повезет грузовик.

Чтобы играть шнурком было удобно, на второй конец шнурка можно надевать фиксатор, который используется на куртках, у шнурков, которые придерживают капюшон. Такие фиксаторы продаются в галантерейных магазинах и в магазинах «Всё для шитья».

Фиксатор будет служить узелком. После игры его можно снять и шнурок легко вытаскивается из игрушки.

Можно нанизывать на шнурок для обуви бусины от вышедших из моды пластмассовых «ожерелий». Или использовать для этой цели большие пуговицы с крупными дырками.

На кухне попробуйте нанизывать на шнурок макаронины (короткие широкие колечки).

Чтобы нанизывать было удобнее, можно сделать «иголочку», обмотав кончик шнурка скотчем.

Играем с прищепками

Для начала вам понадобятся, конечно, обычные бельевые прищепки. Это могут быть деревянные или пластмассовые – не важно. Главное, чтобы ребенку было под силу их открывать. Бывают очень тугие прищепки, так что, покупая, проверьте, достаточно ли удобно с ними будет играть.

Кроме этого вам могут пригодиться фигурки из картона (прямоугольник, круг, квадрат, треугольник).

Покажите малышу, как держать прищепку двумя пальцами (указательным и большим). Если ребенку неудобно, пусть держит тремя пальцами – большим, указательным и средним, так создается большее усилие. Сожмите и разожмите ее несколько раз своими руками. Потом вложите прищепку в руку малыша, придерживая своими пальцами, помогите научиться открывать и закрывать «ротик» у прищепки.

Представьте вместе с малышом, что прищепки – это маленькие рыбки, а картонный кружочек или квадратик – это кормушка. Ну а малышу надо, конечно же, помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры.

Прищепки можно закреплять на стенках коробок разной формы – на круглых коробках и на квадратных. А еще можно предложить ребенку наоборот, снимать все прищепки, закрепленные на коробке и бросать вовнутрь.

Можно сочетать закрепление прищепок с их сортировкой по цветам. Если у вас есть прищепки нескольких цветов, то закрепите на стенках прямоугольной коробки кусочки цветной бумаги нужного цвета (приклейте или закрепите степлером).

Если малыш научился ловко обращаться с прищепками, предложите ему попробовать смастерить что-нибудь из прищепок (если малыш будет в замешательстве от такого предложения, попробуйте сами изобразить прищепками человечка или еще что-нибудь). Это довольно забавно – мастерить из прищепок, как из конструктора.

Предложите ребенку повесить все прищепки на веревочку. Можно оборудовать веревочку в детской комнате на уровне рук малыша.

Ну и, конечно, пусть малыш помогает вам развешивать носовые платочки после стирки и закреплять их прищепками. Это несложное, на первый взгляд, задание, возможно, окажется не таким уж простым даже для малыша, который не раз играл с прищепками.

Играем с крупой

Посадите малыша за стол в кухне. Ребенку должно быть удобно, возможно, лучше посадить его в высокое кресло для кормления (если вы еще пользуетесь таким предметом).

Поставьте на стол перед ребенком несколько мисочек, стаканчиков, коробочек из пластмассы и картона. Можно использовать вторичную тару: стаканчики от йогуртов, творожка, обрезанные пакетики от сока, молока или кефира. А можно играть с детской игрушечной посудой. Ко всему этому можно добавить пару одноразовых тарелок, пару ложек разного размера, небольшое ситечко ил воронку (для этого подойдет горлышко, отрезанное от пластмассовой бутылки).

Половину приготовленных емкостей оставьте незаполненной, а в другие – насыпьте по несколько ложек разной крупы: мелкой, крупной, фигурных макарон.
Используйте для игры, в основном, дешевые сорта крупы: пшено, перловку, овсянку. Гречка и рис – тоже интересные игрушки, но стоят дороже.

Покажите ребенку,

  • как пересыпать содержимое одной мисочки в другую,
  • как перекладывать его ложками разного размера,
  • горстями
  • двумя пальчиками.

И затем оставьте малыша со всем этим богатством один на один (то есть, не участвуйте в его играх, просто наблюдайте со стороны).

Можно предложить ребенку вытащить пальчиками фасолины из миски с манкой. Для этого придется запустить руки в манку и найти фасолины.

Отделить фасоль от манки можно также с помощью ситечка.

Очень неудобно брать крупу пальцами из большой плоской тарелки. Она так и разбегается в разные стороны.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу манку, соль или муку. Проведите пальцем по крупе. Получится яркая контрастная линия. Предложите малышу самому «порисовать» несколько хаотических линий.

Покажите малышу, как сыпать крупу щепоткой. Для этого подойдет любая мелкая крупа или соль. Когда малыш овладеет этим умением, пусть пробует сыпать щепоткой дорожки из крупы, двигая руку в процессе высыпания из щепоти.

После игры вся крупа, конечно, будет перемешана. Не спешите ее выбрасывать. Завтра малыш с удовольствием будет продолжать играть с ней. Поменять полностью игровой материал нужно будет тогда, когда крупа загрязниться, а половина просто рассыплется.

Ссыпьте все остатки в высокую банку, на дно которой заранее положите маленькую игрушку. А назавтра, когда вы снова достанете банку, попросите малыша запустить руку в банку и поискать, не спрятался ли там кто-нибудь.

Проблему рассыпанной по полу крупы решайте посредством пылесоса – веником собрать все будет трудно.

Рамки и вкладыши

В магазинах можно встретить разнообразные наборы рамок и вкладышей из фанеры, пластика, пеноплена. Они бывают очень разные по размеру от 10 до 50 см, с отверстиями в виде силуэтов зверушек, игрушек, в виде букв и цифр или в виде геометрических фигур.

Самые нужные малышу, самые полезные – это именно рамки с геометрическими фигурами. Удобнее всего использовать фанерный или пластиковый варианты. И самые удачные наборы – те, которые имеют небольшие ручки на каждом вкладыше, чтобы фигурки можно было брать за эти ручки. Если ручек нет, на каждый вкладыш клеем «Момент» или «Суперклей» наклейте обычную пуговицу. Вам может показаться, что ухватиться за пуговицу невозможно, но у малыш пальчики совсем другого размер и он сможет пользоваться такими ручками. Пуговица не должна быть с гладкими краями, лучше – цилиндрическая.

Начните со знакомства с фигурами. Если в наборе 4 – 8 рамок, используйте весь набор, если больше, отложите половину. Оставьте самые простые: круг, овал, квадрат, равносторонний треугольник, еще несколько. Покажите их малышу, назовите. Дайте рассмотреть и рамочку и вкладыш, обведите своим пальцем, потом пальчиком малыша внутри каждой рамки.

Возьмите одну рамку “круг” и соответствующий вкладыш. На глазах у малыша закройте “окошко”, потом снова его откройте, комментируя словами “окошко закрыто, окошко открыто” или “мама закрывает окошко, открывает…”. Потом, оставив окошко закрытым, предложите малышу самому его открыть. Возможно, он сразу не поймет, что он должен сделать и как. Тогда вы направьте его ручку и рамочке, помогите ухватиться и откройте его вместе. Потом сами опять закройте. Так повторяйте несколько раз. На другой день возьмите другую рамку.

Через некоторое время предложите ребенку попробовать самостоятельно закрыть самое просто окошко – круглое. Потом потренируйтесь с овальным и квадратным окошками.
Занятия проводятся сначала с одной рамкой: вы вынимаете и вкладываете вкладыш, предлагаете малышу вынуть, потом попробовать закрыть. В случае неудачи, закрываете сами и опять даете открыть. Постепенно у ребенка начнут получаться все фигуры.

Только после этого начните предлагать ему две рамки одновременно. Пусть попробует не только закрыть, но и правильно подобрать вкладыш к рамке. Если малыш не может сделать этого сам, не показывайте сразу пальцем, чего куда нужно класть, поговорите с ним. Скажите: “это круг, его нужно положить в круглое окошечко; где оно?”. Пусть малыш попробует найти ее по вашей подсказке. Если же совсем не получается, нужно сказать не “давай я закрою”, а “давай сделаем вместе”. И направьте его руку в нужном направлении. В следующий раз опять предложите малышу попробовать самостоятельно справиться с заданием.

Когда малыш легко научился справляться с выбором из двух очень простых рамок (круг и квадрат), к одной простой и хорошо знакомой добавьте еще одну посложнее. Задание будет то же: выбор из двух рамок. Пройдя таким способом все рамки, начните предлагать три на выбор, потом четыре. Больше четырех малышу еще сложно охватить взглядом, долго их рассматривать он тоже не будет и, скорее всего, просто откажется от такой сложной задачи.

Если малыш успешно справляется с геометрическими рамками, попробуйте поиграть в рамки “художественные” – с силуэтными изображениями животных, листьев, машин или чего-то другого. Сначала познакомьте его с силуэтами, назовите, попросите показать то или иное изображение. Выньте вкладыши из рамок или попросите малыша сделать это самостоятельно. Потом начните вкладывать обратно. Сначала вкладывайте сами, только спрашивая его, где чей “домик”. Потом, на второй-третий раз предложите вставить хотя бы один вкладыш самому. Если малышу трудно попадать на место, помогайте ему своей рукой.

Когда малыш научится хорошо и правильно держать карандаш, начните заниматься рисованием фигур по рамочкам.
Не ждите, что у ребенка будет получаться идеальная фигура, какую сможете нарисовать вы. Просто берите лист бумаги себе и лист – малышу. Рисуйте, обводите, а ребенок пусть «рисует» рядом.
Не требуйте и не ждите от малыша результата! Сейчас главное – процесс, а не результат!

Волшебный мешочек

Для этой игры вам понадобится небольшой тряпочный мешочек и несколько мелких предметов. Совершенно не нужно шить какой-то необыкновенный мешочек. Достаточно сложить вдвое старое кухонное полотенце и прострочить с двух сторон. Если вы совсем не умеете шить, вместо мешочка можно использовать старую шапку.

Покажите малышу те предметы, которые вы собираетесь положить в мешочек. Это могут быть небольшие игрушки или предметы обихода – пуговицы, бусинки, небольшие коробочки, например, от спичек или фотопленки, ластик, крышка от пластиковой бутылки и так далее.

Для начала возьмите только один предмет и уберите его в мешочек на глазах у малыша. Спросите: «Где же пуговица? (кубик? и т. д.) Куда она делась?». Достаньте фигурку из мешочка, скажите: «Вот она!». Опять спрячьте её в мешочек, предложите ребенку «найти» предмет самостоятельно – скажите ребёнку: «Найди, где пуговка!».

Потом положите в мешочек не один, а два-три предмета. Задайте тот же самый вопрос: «Где пуговка?». И на глазах у ребенка достаньте её из мешочка, затем уберите и предложите ребенку выполнить уже привычное ему задание.

Если он достанет не тот предмет, верните его обратно и предложите попробовать еще раз. Если ребенок опять достает не то, что нужно, запустите свою руку в мешочек вместе с малышом и покажите ему своей рукой, что в мешке лежите не один предмет и пуговку еще надо найти. Направляйте руку ребенка от одного предмета к другому, помогайте ему ощупать все и найти нужную.

Можете называть фигуру, которую нужно достать или показывать ему такую же (но предметы должны быть абсолютно одинаковые).

Можно играть по-другому – пусть ребенок достает все предметы один за другим, называя тот, который собирается достать.

Петельки и крючочки

В детской комнате на стене, на внутренней стороне двери или на боковой поверхности шкафа, тумбочки или комода прибейте или приклейте много-много крючков. Удобно использовать пластмассовые крючочки для прихваток и полотенец с клеящейся полоской на обратной стороне.

Повесьте на крючки всё, что можно повесить – игрушки с петельками, маленькие тряпочные мешочки с мелкими игрушками внутри, мягкие игрушки с петельками, яркие прихватки, кошелечки, пенальчики, словом всякую ненужную всячины, на которой есть петельки. Разрешите малышу просто снимать их и вешать потом так, как ему захочется.

Можно совместить игру с петельками и крючками с игрой «Волшебный мешочек». Для этого вам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков (их можно сшить или купить в магазине). Положите в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесьте все это на крючки.

Назовите ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложите малышу, не снимая мешочки с крючков по очереди один за другим ощупать их. А, найдя на ощупь нужный мешочек, снять его и проверить, правильно ли определен предмет – снять мешочек с крючка, открыть его и посмотреть, что там. Кроме мелкой моторики игра развивает внимание и память, ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.

Естественно, чем младше ребенок, тем меньше мешочков ему предстоит обследовать.

Мнем и рвем бумагу

Приготовьте разную по плотности бумагу. Начинать лучше с мягкой бумаги, подойдет бумажные салфетки, старые журналы, неплотная цветная бумага (наборы для детского творчества), гофрированная бумага, фантики от конфет.

Можно начать с шумной игры – немного побаловаться. Из больших листов и маленьких листиков (фантики для этой игры не подойдут) комкайте «снежки» и кидайте друг в друга. Можно кидать «снежки» в большую картонную коробку. Игра в такую игру ребенок еще и начнет понимать, что легкие предметы летают совсем не так, как тяжелые (мячик или камень).

Можно комкать бумагу и наполнять ею какую-нибудь емкость. Вы спросите зачем? А просто потому, что это интересно!

Возьмите две одинаковые баночки, например от кофе. Себе и малышу одинаковое количество бумаги. Посоревнуйтесь, кто умудрится запихнуть всю эту бумагу в такую небольшую баночку (сначала экспериментальным путем узнайте, сколько страниц журнала влезет в вашу тару).

Можно скомкать лист цветной бумаги, а потом его расправить и использовать как фон для аппликации, наклеив его на картонку чуть меньше по размерам, чем исходный лист.

При изготовлении аппликаций используйте клей ПВА.

А саму аппликацию можно сделать из рваной бумаги. На приготовленном фоне (допустим, синем), простым карандашом нанесите контуры будущего рисунка, например, цыпленка, груши, яблока или цветка.

Возьмите лист подходящей по цвету бумаги – обычной или гофрированной и вместе с малышом начните рвать ее на мелкие кусочки.

Можно добавлять в аппликацию скомканные комочки гофрированной бумаги, фольги, фантиков. Добавлять кусочки ваты, пряжу, лоскутки тканей. Главное правило пока ребенок маленький – клеем мажьте не деталь, которую наклеиваете, а то место на «картине», где эта деталь должна быть закреплена. Если рисунок состоит из нескольких частей, подберите бумагу разных расцветок. После того, как бумага будет порвана, намажьте клеем нарисованный контур и начните заполнять его своими цветными обрывками. Наклеивать можно внахлест, заполняя контур так, чтобы не оставалось незаполненного пространства. А можно с промежутками, как мозаика. Но малышу это будет сложно.

Дайте малышу дырокол и листики цветной бумаги, страниц из журналов, тонкого картона. Пусть наделает много-много дырок. Затем откройте дырокол, высыпьте цветные кружочки в коробочку и тоже используйте их в изготовлении аппликаций. Их можно сыпать щепоткой. Как соль, в нужно место картинки, намазанное клеем.

по данным блога blog.danilova.ru

Полезна: 1 голос Не полезна: 0 голосов

Другие статьи на эту тему

Лестница ловкости Делаем самостоятельно тренажер для ловкости, силы ног и общего физического развития!
Отеки при беременности Две точки зрения: пить или не пить?
Естественный ход родов Поведение женщины в ходе родов относится к реликтовым, безусловным формам поведения...
Катриса1992 27.04.2017 18:44
А мы на сайте производителя Ссылка купили для сына конструктор "Морская сказка". Малыш в восторге!

Иногда играем вместе и я наблюдаю, что каждый раз он будто заново открывает этот конструктор и строит различные сооружения, да и просто играется с детальками. :-D

Качество игры хорошее, коробочку удобно перевозить на дачу, в гости и т.д. Не страшно оставлять малыша одного, детальки крупные и он точно их не проглотит. Советую!

Не для рекламы оставлю ссылку на игру кому интересно Ссылка .

Всем малышам нужны ловкие пальчики

Множество игр и занятий для развития мелкой моторики рук